Педагогическая копилка

ПРОЕКТ «Зажигаем звездочки!»
«Каждый человек талантлив, - отметил в «Концепции развития молодых талантов» Д.А.Медведев, -  добьется ли человек успеха – зависит от того, будет ли выявлен этот талант, помогут ли родители и общество в целом развить его и применить во взрослой жизни. От этого зависит и успех самого общества».
Очень сложно проявить себя и показать свои таланты детям с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), т.к. они имеют множество ограничений в различных видах деятельности. Часто такие дети испытывают трудности социальной адаптации, воспитания, общения, недостаточно самостоятельны и нуждаются в постоянном сопровождении взрослого. Многие лишены широких контактов, возможности получать опыт от сверстников и других людей, которые есть у обычного ребенка.
МБДОУ «Детский сад № 24» посещают дети с ОВЗ – это дети с тяжёлыми нарушениями ОДА, ДЦП, с незначительными интеллектуальными нарушениями и задержкой психического развития.
Часто семьи, воспитывающие ребёнка с ОВЗ, характеризуются повышенной тревожностью, беспокойством, гиперопёкой своего ребёнка либо, наоборот, безразличием. Это тоже затрудняет процесс  социальной адаптации детей с отклонениями в развитии в обществе. Поможет родителям поверить в своего ребёнка, обратить внимание на его таланты, начать гордиться им за активное участие в проекте «Зажигаем звездочки».
Театрально-музыкальное направление развития даст возможность детям с ОВЗ проявить себя, развить свои способности, повысить свою самооценку, выступить перед публикой, завоевать уважение и популярность среди других детей и взрослых, наладить с ними общение. Совместная творческая театрально-музыкальная деятельность детей с ОВЗ и «здоровых» детей не только создаст условия для приобретения новых знаний, умений и навыков, развития способностей и детского творчества,  но и позволит ребёнку вступать в контакты с детьми из других групп. Расширение круга общения создаст полноценную среду развития, поможет каждому ребёнку найти своё особенное место, стать полноценным членом сообщества и не даст обыденности «засосать» детей с ОВЗ и превратить их в равнодушных, замкнутых пассивных маленьких «старичков».
В ходе реализации проекта будет разработан и проведён цикл занятий по хореографии, ритмопластике, ритмическому балету, технике речи, театрализованной деятельности, способствующих развитию творческого потенциала в музыкально-театрализованной деятельности детей старшего дошкольного возраста с ОВЗ. Будет организованна совместная творческая деятельность старших дошкольников с разными уровнем здоровья, родителей и педагогов ДОУ, которая  будет способствовать самореализации каждого ребёнка и взаимообогащению всех, так как взрослые и дети будут выступать здесь как равноправные партнёры взаимодействия. Именно в совместных репетициях и  театральных постановках ребёнок естественно и непринуждённо усвоит  богатейший опыт взрослых, перенимая образцы поведения.
На итоговом мероприятии – премьере сказки «Муха Цокотуха» по сказке К.И.Чуковского и классической музыке П.И.Чайковского, Э.Грига, С. Прокофьева, а также музыки современных детских композиторов,  дети с ОВЗ при поддержке «здоровых» детей, родителей и педагогов ДОУ продемонстрируют  свои таланты и способности.
Цель проекта:
Создание  условий  для развития способностей детей старшего дошкольного возраста с ОВЗ через систему специальных мероприятий по музыкально-театральной деятельности с целью полноценного комплексного развития и воспитания активной жизненной позиции.
Задачи:
·       Оборудовать предметно-игровую среду для развития театрально-музыкальных способностей.
·       Повысить информированность родителей,  педагогов об особенностях развития музыкально-театральных способностей у детей дошкольного с ограниченными возможностями здоровья.
·       Разработать и реализовать систему занятий по развитию музыкально-театральных способностей у детей старшего дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья через систему специальных мероприятий: занятия по хореографии, музицированию,  элементы занятий по актёрскому мастерству и технике речи
В проекте принимают участие  17 детей старшего дошкольного с ОВЗ, а также их родители.  Родители привлекаются для сопровождения детей на занятия по развитию музыкально-театральных способностей, для изготовления декораций и атрибутов театральных постановок, а также в качестве зрителей или героев театральных постановок. В проекте принимают участие 20 детей, не имеющих сложных нарушений в развитии, посещающих занятия по театрализации в детском саду. Они привлекаются к участию в  совместных репетициях,  сценок и сказок.
К осуществлению проекта привлекаются специалисты ДОУ – заместитель заведующего по учебно-воспитательной работе, учителя-логопеды, учитель-дефектолог, музыкальные руководители, педагог-психолог, инструктор ФК, воспитатели.
Заместитель заведующего ДОУ  – осуществляет общее руководство и контроль за реализацией проекта, согласовывает с педагогами графики совместных занятий и репетиций, с общественными организациями-партнёрами – графики выступлений; с педагогами тематику  театральных постановок
Учитель-логопед  совместно с учителем-дефектологом разрабатывают  и проводят 1 раз в неделю занятия по технике  речи с детьми дошкольного возраста с ОВЗ в малых группах (5 человек).
Музыкальный руководитель организует и проводит совместные с детьми, родителями и педагогами репетиции и демонстрации театральных постановок, сказок. Разрабатывает и проводит совместно с воспитателями с детьми дошкольного возраста с ОВЗ занятия по хореографии, ритмопластике, проводит консультации для педагогов ДОУ по развитию музыкально-театральных способностей у детей дошкольного с ОВЗ. Готовит информационный материал для издания буклетов, газеты ДОУ «Счастливое детство».
Инструктор физической культуры – проведение 1 раз в неделю занятия пластическим балетом по методике Н.Н.Ефименко.
Воспитатели – разрабатывают и проводят занятия с элементами  актёрского мастерства с дошкольниками ОВЗ, участвуют совместно с  музыкальным руководителем в репетициях и демонстрациях театральных постановок, сказок, организуют работу с родителями: приглашает к участию в проекте, проводят консультации по развитию музыкально-театральных способностей у детей дошкольного с ограниченными возможностями здоровья, привлекает к изготовлению и подготовке декораций, исполнению ролей и т.д. Готовят афиши, буклеты, подбираю информационный материал в газету «Наше счастливое детство».
Этапы проекта:
На первом этапе проекта (сентябрь – декабрь 2017 г.) были проведены родительские собрания в группах, которые посещают дети старшего дошкольного, на котором родителей ознакомили с целью проекта, его содержанием, получили консультации по развитию музыкально-театральных способностей детей данной категории. Изучение состояния проблемы в научно-методической литературе.
На втором этапе (январь – декабрь 2017 г.) был разработан и апробирован цикл занятий по хореографии и ритмопластике, пластическому балету, технике речи, театрализованной деятельности для детей старшего дошкольного возраста имеющих различную сложность патологических нарушений здоровья. Были выпушены статьи в газете «Счастливое детство» с информацией по ходу данного проекта.
Заведующим детского сада, Попечительским советом и общественными организациями было приобретено: оборудование для музыкально-театральной деятельности, аудиотехника, интерактивное и мультимедийное оборудование, атрибуты, музыкально-дидактические игры и пособия. Проводилась совместное изготовление театральных костюмов. Организована совместная театрализованная деятельность «Театральный четверг» дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья, детей имеющих норму развития и взрослых (родителей и педагогов) для совместных мероприятий. Изготовление декораций. Написание и утверждение сценариев и графиков показа театральных постановок и спектаклей. Выпуск афиш и пригласительных билетов. Постановка мини-спектаклей для родителей и детей групп, не участвующих в проекте.
На третьем этапе (январь – июнь 2017 г.): подготовить совместный спектакль «Муха Цокотуха» К.И.Чуковского, с использованием классической музыки П.И Чайковского, Э Грига, С. Прокофьева, современных детских композиторов.  Организовать показ сказки в ДОУ, с приглашением детей и родителей, не участвующих в проекте, представителей общественных организаций. Отчет о проведенном мероприятии  в газете ДОУ «Наше счастливое детство» и размещением информации на сайте детского сада.
План мероприятий (на 1 неделю):
·       Занятие по ритмопластике (пластическому балету), хореографии и музицированию  позволит корректировать и развивать у детей двигательные и вокальные способности, пластическую выразительность, умение ощущать и контролировать свое тело, поможет развивать слух и чувство ритма детей. В развитии музыкального слуха и ритма детей будет применяться и  Орф-подход. Это уникальный способ коррекции и развития, основанный на единстве и взаимосвязи музыки, движения и речи. Использование принципов педагогики Карла Орфа будет способствовать более быстрому и эффективному развитию и последующей тренировке чувства метроритма, чувства ансамбля, формированию навыков коллективной игры у детей с ОВЗ.  В  работе с детьми  будет использовано всё разнообразие шумовых и ударных инструментов: треугольники, бубенцы и колокольчики, пальчиковые тарелочки, бубны и тамбурины, деревянные коробочки и тон – блоки, маракасы, кастаньеты и многие другие.  Дополнят ансамбль шумовых инструментов ксилофоны, металлофоны. Они чудесно украсят негромкое детское пение. А самыми первыми и незаменимыми инструментами, которые позволят организовать и украсить пение детей станут звучащие жесты – звуки  тела (хлопки, шлепки, щелчки, притопы и т.п.).
·       Занятие по технике речи (учителя-логопеды и учитель-дефектолог) с использованием упражнений и игры на формирование правильного чёткого  произношения  у детей с ограниченными возможностями здоровья (дыхание, артикуляцию, интонацию, темп речи, силу голоса, логическое ударение, у них обогатится и расширится словарный запас, речь детей станет чётче, образнее и выразительнее.
·       «Театральный четверг» (1 раз в неделю на базе ДОУ), в него входит занятие по театральной деятельности предполагает развитие актёрского мастерства детей с ОВЗ. Совместное участие в мимических этюдах, театральных постановках с детьми, имеющими  норму развития и взрослыми – родителями, педагогами, позволит им перенимать образцы поведения, усваивать их опыт, научит сотрудничеству и общению друг с другом.
Результаты проекта:
Ожидаемый результат
Индикаторы оценки результатов
Повышение информированности родителей,  педагогов об особенностях развития музыкально-театральных способностей детей дошкольного возраста с ОВЗ.
Проведены родительские собрания. Разработаны рекомендации и консультации для педагогов и родителей по развитию музыкально-театральных способностей у детей с ОВЗ.
Разработка и реализация цикла занятий по хореографии и ритмопластике, пластическому балету, технике речи, театрализованной деятельности для детей старшего дошкольного возраста имеющих различную сложность патологических нарушений здоровья.
Проведено 42 занятия, в ходе которых 17 детей дошкольного возраста с ОВЗ проявили свои театрально-музыкальные способности, приобрели опыт участия в театральных постановках, сценках, композиция. Дети с ОВЗ познакомились с произведениями великих композиторов, исполнять хореографические движения. У них улучшилась речь, стала чётче, выразительнее. Дети познакомились с произведениями великих живописцев, научились общению и взаимодействию друг с другом,  взрослыми.
Организована совместная театрализованная деятельность дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья, детей имеющих норму развития и взрослых (родителей и педагогов) – «театральный четверг»

Проведено 14 совместных мероприятий для 17 детей с ОВЗ, 20 детей «норма», родителей и педагогов. У детей с ОВЗ расширился круг общения, появилась возможность совместной деятельности с детьми, имеющими «норму» развития и занимающимися в театральной студии, родителями и педагогами. Именно в совместных мероприятиях ребёнок с ОВЗ естественно и непринуждённо усвоил  богатейший опыт «здоровых» детей, занимающихся в театральной студии,  взрослых, перенимая образцы поведения. Активное участие родителей в проекте помогло им поверить в своего ребёнка, обратить внимание на его таланты, начать гордиться им.
Подготовить совместный спектакль-сказку «Муха Цокотуха» по сказке К.И. Чуковского, с использованием классической музыке П.И Чайковского, Э Грига, С. Прокофьева, а также музыки современных детских композиторов. Организовать показ сказки в детском саду, приглашением детей и родителей, не участвующих в проекте, представителей общественных организаций.

Будет организовано выступлением, в котором дети с ОВЗ и «нормой» развития, родителей, педагогов. Выступление  детей с ОВЗ  позволит им показать, что они тоже талантливы и способны показать это, поможет им повысить  свою самооценку, выступить на большой сцене, завоевать уважение и популярность среди других детей и взрослых, наладить общение со сверстниками и взрослыми, поможет им социально адаптироваться в обществе. Это поможет им поверить в способности детей с ограниченными возможностями здоровья.

1.     ДАЛЬНЕЙШЕЕ РАЗВИТИЕ ПРОЕКТА
Система работы по развитию музыкально-театральных способностей у детей с ограниченными возможностями здоровья и «здоровых» детей, отработанная в ходе реализации проекта,  будет применяться в дальнейшей деятельности ДОУ и может быть интересна практическим работникам коррекционных образовательных учреждений.


Библиографический список:
1.     Барышникова Т.А. «Азбука хореографии»: М. - «Рольф» ,2001
2.     Буренина А.И. «Ритмическая мозаика»: С-Пб. - «ЛОИРО» 2000.
3.     Вайнфельд О.А. «Музыка, движение, фантазия!»: С-Пб.- «Детство-Пресс», 2002.
4.     Ветлугина Н.А. «Методика музыкального воспитания в детском саду»: М. - «Просвещение», 1982.
5.     Галиченко И.Г. «Танцуем, играем, всех приглашаем»: Ярославль - «Академия развития», 2000.
6.     Колодницкий Т.А. «Ритмические упражнения, хореография и игры»: М.:«Дрофа», 2003.
7.     Павлова Н. Н.  Повышение педагогической компетентности родителей, воспитывающих ребенка раннего возраста с органическим поражением ЦНС / Павлова Н. Н.// Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. - 2009. - № 3. - С. 42-47.
8.     Пасечник Л.  Семья и проблемы воспитания: трудности семейной жизни людей, воспитывающих детей с отклонениями в развитии : статья вторая / Пасечник Л.// Дошкольное воспитание. - 2010. - № 2. - С. 24-31.
9.     Разенкова Ю. А. Потребности семей с детьми раннего и дошкольного возрастов, проживающих в Курской области / Разенкова Ю. А.// Дефектология. - 2009. - № 3. - С. 76-83.
10.Райнпрехт Х.  В семье ребенок - инвалид / Райнпрехт Х.// Защити меня!. - 2004. - № 3. - С. 33 - 34.
11.Роот З.Я. «Музыкально-дидактические игры»: М.: «Айрис-Пресс»,2004.
12.Ткачева В. В.  О некоторых проблемах семей, воспитывающих детей с отклонениями в развитии / Ткачева В. В.// Дефектология. - 1998. - № 4. - С. 3-9.
13.Федорова Г.П. «Играем, танцуем, поём!: С-Пб: «Детство-Пресс», 2002.
«Музыкальная палитра» №3, 2001., №3,2003., №4,2003., №2,2006г.







ФОРМИРОВАНИЕ ДВИГАТЕЛЬНЫХ УМЕНИЙ И НАВЫКОВ У ДЕТЕЙ ГРУППЫ «ОСОБЫЙ РЕБЁНОК» ПУТЁМ ИНТЕГРАЦИИ МУЗЫКИ И ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ
О.В. Ромова
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение муниципального образования город Краснодар «Детский сад комбинированного вида № 24»
Аннотация: Наш опыт базируется на методике Н.Н. Ефименко «Театр физического воспитания» и «Театр всевозможного» А.И. Бурениной. Включает в себя адаптивно- корригирующие и музыкально- театральные мероприятия, направленные на развитие физических и творческих возможностей детей группы «Особый ребёнок».
Ключевые слова: интеграция физических качеств и музыкальной деятельности, «Театр физического воспитания», адаптивные возможности, развитие двигательных умений и навыков, «Особый ребёнок», «Театр всевозможного».
      Работая с детьми группы «Особый ребёнок», хотелось бы поделиться практическим и теоретическим опытом по формированию двигательных умений и навыков, наработанный путём интеграции музыки и физической культуры.
Задача психического, физического, эмоционального развития детей группы «Особый ребёнок» в нашем детском саду реализуется в тесном тандеме инструктора физической культуры, музыкального руководителя и воспитателя. Прежде всего мы стремимся наладить психологический контакт с ребёнком. В этом нам помогают игровые технологии, элементы театрализации и музыкотерапия. Развитие базовых двигательных умений (ползание на четвереньках, ходьба на всей ступне, приседания, упражнения для рук с предметом и без него), осуществляется через систему специальных мероприятий по разностороннему развитию детей группы «Особый ребёнок». Очень зарекомендовала себя авторская методика Учёного из Украины Н.Н. Ефименко «Театр физического воспитания», которая стала эффективным способом адаптивного физического развития детей группы «Особый ребёнок». Все занятия по данной методике включают в себя, соответствующее содержанию музыкальное оформление.
Музыка усиливает внимание, формирует осознанное отношение к движениям, помогает развивать пластичность и ритмичность, раскрепощённость в процессе выполнения движений, способствует эмоциональной отзывчивости детей.
В ходе сюжетно- игровых мероприятий «Утро в лесу», «Инопланетяне и звёздочки», «Строим волшебный замок», «Юные эколята», «Скамейка посиделкина», дети выполняют упражнения под музыкальное сопровождение А. Рыбникова, Б.Дунаевского и других композиторов. На музыкальных мероприятиях дети исполняют танцы- картинки, танцы- игры, соответствующие их индивидуальным возможностям. «Котята катают большой клубок ниток», «Рыбак ловит золотую рыбку», «Весёлые лошадки звенят бубенцами», «Дровосек рубит сучок», «Эколята в лесу делают зарядку» и др. Постепенно ребята приобретают уверенность в своих силах, расширяется их кругозор и двигательные умения, общая моторика и динамика. Полученный опыт дети реализуют в самостоятельной игровой деятельности, творчески комбинируя те или иные образы. Немаловажную роль играет природная музыкальность детей, заложенная генами, национальными корнями, которая помогает раскрыть их двигательные возможности, раскрепостить от зажатости, стеснения, вдохновить на творчество и общую активность, способствует духовному обогащению.
Таким образом, взаимодействие взрослых и детей, а именно инструктора физической культуры, воспитателя и музыкального руководителя, интеграции музыки и движения, раскрывает новые возможности для совместной гармоничной комплексной деятельности с детьми группы «Особый ребёнок».
Список литературы:
1.     О. В. Кацер. Музыка. Дети. Здоровье. Игровая методика развития музыкальных способностей детей. –СПб.: Основа, 2007. -60 с.;
2.     Н. Н. Ефименко. Театр физического развития и оздоровления детей дошкольного и младшего школьного возраста. - М.: ЛИНКА-ПРЕСС, 1999. — 256 с.

3.      А. И. Буренина. Театр всевозможного. - СПб.: Музыкальная палитра, 2002. -114 с.


Постановка социально-значимых спектаклей в условиях ДОУ с участием детей группы
"Особый ребёнок"


Ключевые слова: особый ребёнок, социальная адаптация, театрализация.

Дети с ограниченными возможностями здоровья, как никакие другие, нуждаются в эмоциональной поддержке. Так как эта категория детей имеет эмоциональные проблемы во взаимодействии со своими сверстниками. Создавая новую систему воспитания и обучения «Особого ребенка», нужно учитывать, что он перестанет испытывать собственную «ущербность» только тогда, когда он почувствует дружеское отношение своих сверстников и свою значимость. Как можно этого добиться? Ответ очевиден: нужно просто помочь создать условия для раскрытия их талантов. Цель проекта – формирование социально-эмоциональной и нравственно-коммуникативной сферы личности наряду с развитием общей человеческой культуры. За основу в организации театрализованной деятельности мы взяли принципы, изложенные в пособии А.И. Бурениной «Театр всевозможного». Мы надеемся, что наш проект позволит ребенку с ОВЗ проявить свои таланты, самоутвердиться, почувствовать свою значимость, а зрителям позволит приобщиться к данной проблеме. Дети с ОВЗ наделены природной чуткостью, отзывчивостью, они с особым вниманием слушают и хорошо запоминают музыку, увлеченно и эмоционально музицируют в оркестре. Работа над развитием музыкально-театральных способностей ведётся по следующим направлениям: - песенное творчество: сочинение песен для героев драматизаций; -импровизация на детских музыкальных инструментах; -развитие речи, диапазона и силы голоса; -развитие эмоциональной сферы ребёнка через музыкальные образы; -ритмопластика в адаптивной форме: горизонтальнопластический балет. Театральная игра способствует пробуждению творческих сил не только у человека с нарушениями, но и у сопровождающего его взрослого. В нашем детском саду кроме традиционных праздников отмечается особый праздник – «День добра» или Международный день инвалида (3 декабря). Все мы учимся доброте, чуткости, умению замечать тех, кто нуждается в помощи. Самый первый педагогический постулат «Человек рождается для добра»- отражает идею этого праздника: «Делай добрые дела, не хвастай ими, не требуй награды». Этот день проходит в виде театрализованного праздника, в котором принимают участие педагоги и все ребята. Содержание спектаклей в сказочной форме затрагивает культурно-нравственные вопросы, ребята учатся через игру вежливости, этикету, взаимовыручке, смелости.
Список литературы: 1. Буренина А.И. Театр всевозможного. СПб.: ООО Редакция журнала Музыкальная палитра. 2002. 114 c. 2. Емельянов В.В. Развитие голоса. СПб.: Лань. 1997. 192 с. 3. Ефименко Н.Н. Театр физического развития и оздоровления. М.: Линка-пресс. 1999. 256 с. 4. Губанова Н.Ф. Театрализованная деятельность дошкольников. М.: ВАКО. 2007. 255 с. 5. Ефименко Н.Н. Горизонтальный пластический балет. Таганрог.: НП Познание. 2001. 176 с.

Комментариев нет:

Отправить комментарий